четверг, 17 апреля 2014 г.

Кристаллические решетки

свойства которые характерны для металлов Кристаллические решетки



свойства которые характерны для металлов





Кристаллические решетки

Кристаллические решетки





Презентация к уроку



Назад Вперёд



Загрузить презентацию (3,22 МБ)



Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



Тип урока. Комбинированный.



Основная цель урока. Дать учащимся конкретные представления об аморфных и кристаллических веществах, типах кристаллических решеток, установить взаимосвязь между строением и свойствами веществ.



Задачи урока.



Образовательная. сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества, дать учащимся представление о законе постоянства состава.



Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого- структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.



Развивающая: развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.



Оборудование: Периодическая система Д.И.Менделеева, коллекция “Металлы”, неметаллы: сера, графит, красный фосфор, кислород; Презентация “Кристаллические решетки”, модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, шоколад, компьютер, мультимедийная установка, видеопыт “Возгонка бензойной кислоты”.



Ход урока



1. Организационный момент.



Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.



Затем сообщает тему урока и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Cлайд 1, 2).



2. Проверка домашнего задания



Учитель. Что же такое вещество? Ответ: Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. (Cлайд 3).



Учитель. Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?



Ответ. Существует три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. (Cлайд 4).



Учитель. Приведите примеры веществ, которые при различных температурах могут существовать во всех трех агрегатных состояниях.



Ответ. Вода. При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 0 0 С вода переходит в твердое состояние - лед, а при повышении температуры до 100 0 С мы получим водяной пар (газообразное состояние).



Учитель (дополнение): Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Кроме воды – это металлы, которые при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре(tпл ) переходят в жидкое состояние - плавятся. При дальнейшем нагревании, до температуры кипения, металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние.


Любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру: например, кислород, который при температуре (-194 0 С) превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре (-218,8 0 С) затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. Сегодня на уроке мы будем рассматривать твердое состояние вещества.



Учитель. Назовите, какие твердые вещества находятся у вас на столах.



Ответ. Металлы, пластилин, поваренная соль: NaCl, графит.



Учитель. Как вы думаете? Какое из этих веществ лишнее?



Ответ. Пластилин.



Учитель: Почему?



Делаются предположения. Если ученики затрудняются, то с помощью учителя приходят к выводу, что пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления - он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск (при объяснении учитель демонстрирует классу образцы этих веществ).


Такие вещества называют аморфными. (слайд 5), а металлы и хлорид натрия - кристаллические. (Cлайд 6).



Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические. (слайд7).



1) У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.



Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. Эти частицы расположены в строго определенных точках пространства, и, если эти узлы соединить прямыми линиями, то образуется пространственный каркас - кристаллическая решетка .



(Cлайд 8)



Учитель задаетпроблемные вопросы



Как объяснить существование твердых веществ со столь различными свойствами?



2) Почему кристаллические вещества при ударе раскалываются в определенных плоскостях, а аморфные вещества этим свойством не обладают?



Выслушать ответы учеников и подвести их к выводу :



Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе.



(Cлайд 9).



Проверка домашнего задания:



1) NaCl – ионная связь,



СО2 – ковалентная полярная связь



I2 – ковалентная неполярная связь



2) Na – металлическая связь



NаОН - ионная связь между Na + иОН - (О и Н ковалентная)



Н2 S - ковалентная полярная



Фронтальный опрос.









Какая связь называется ионной?

  • Какая связь называется ковалентной?


  • Какая связь называется ковалентной полярной? неполярной?


  • Что называется электроотрицательностью?




    Вывод: Прослеживается логическая последовательность, взаимосвязь явлений в природе: Строение атома—>ЭО—>Виды химической связи—>Тип кристаллической решетки—>Свойства веществ. (слайд 10).



    Учитель: В зависимости от вида частиц и от характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток. ионные, молекулярные, атомные и металлические. (Cлайд 11).



    Далее идет рассмотрение типов кристаллических решеток. Особое внимание уделяется взаимосвязи типа кристаллической решетки, вида химической связи и свойств твердых веществ.



    Результаты оформляются в следующую таблицу-образец таблицы у учеников на парте. (см. Приложение 1 ). (Cлайд 12).



    Ионные кристаллические решетки



    (Cлайд13)



    Учитель. Как вы думаете? Для веществ с каким видом химической связи будет характерен такой вид решетки?



    Учитель. Какие частицы называются ионами?



    Ответ. Ионы-это частицы, имеющие положительный или отрицательный заряд.



    Учитель: Какие ионы бывают по составу?



    Ответ. Простые и сложные.



    Демонстрация - модель кристаллической решетки хлорида натрия (NaCl).



    Объяснение учителя: В узлах кристаллической решетки хлорида натрия находятся ионы натрия и хлора.



    В кристаллах NaCl отдельных молекул хлорида натрия не существует. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую макромолекулу, состоящую из равного числа ионов Na + и Cl -. Nan Cln. где n – большое число.



    Связи между ионами в таком кристалле очень прочные. Поэтому вещества с ионной решеткой обладают сравнительно высокой твердостью. Они тугоплавки, нелетучи, хрупки.


    Расплавы их проводят электрический ток (Почему?), легко растворяются в воде.



    Ионные соединения - это бинарные соединения металлов (I А и II A), соли, щелочи.



    Атомные кристаллические решетки



    (Слайд 14)



    Демонстрация кристаллических решеток алмаза и графита.



    У учеников на столе образцы графита.



    Ответ. В узлах атомной кристаллической решетки находятся отдельные атомы.



    Учитель: Какая химическая связь между атомами будет возникать?



    Ответ. Ковалентная химическая связь.



    Объяснения учителя.



    Действительно, в узлах атомных кристаллических решеток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Так как атомы, подобно ионам, могут по-разному располагаться в пространстве, то образуются кристаллы разной формы.



    Атомная кристаллическая решетка алмаза



    В данных решетках молекулы отсутствуют. Весь кристалл следует рассматривать как гигантскую молекулу. Примером веществ с таким типом кристаллических решеток могут служить аллотропные модификации углерода: алмаз, графит; а также бор, кремний, красный фосфор, германий.


    Вопрос: Какие эти вещества по составу? Ответ: Простые по составу.



    Атомные кристаллические решетки имеют не только простые, но и сложные. Например, оксид алюминия, оксид кремния. Все эти вещества имеют очень высокие температуры плавления (у алмаза свыше 3500 0 С), прочны и тверды, нелетучи, практически нерастворимы в жидкостях.



    Металлические кристаллические решетки



    (Слайд15)



    Учитель: Ребята, у вас на столах коллекция металлов, рассмотрим эти образцы.



    Вопрос. Какая химическая связь характерна для металлов?



    Ответ. Металлическая. Связь в металлах между положительными ионами посредством обобществленных электронов.



    Вопрос. Какие общие физические свойства для металлов характерны?



    Ответ: Блеск, электропроводность, теплопроводность, пластичность.



    Вопрос. Объясните, в чем причина того, что у такого числа разнообразных веществ одинаковые физические свойства?



    Ответ. Металлы имеют единое строение.



    Демонстрация моделей кристаллических решеток металлов.



    В узлах таких решеток находятся атомы и положительные ионы металлов, а в объеме кристалла свободно перемещаются валентные электроны. Электроны электростатически притягивают положительные ионы металлов. Этим объясняется стабильность решетки.



    Молекулярные кристаллические решетки



    Вопрос: Какие частицы находятся в узлах решетки?



    Ответ. Молекулы.



    Демонстрация кристаллических решеток углекислого газа и йода.



    Объяснение учителя.



    Молекулярная кристаллическая решетка



    Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H2 ,O2 ,N2, I2. O3. белый фосфор Р4. но и сложные. твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза, сахар).



    В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.



    Вывод: Вещества непрочные, имеют малую твердость, низкую температуру плавления, летучи, способны к возгонке.



    Вопрос. Какой процесс называется возгонкой или сублимацией?



    Ответ. Переход вещества из твердого агрегатного состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой или сублимацией .



    Демонстрация опыта: возгонка бензойной кислоты (видеоопыт).



    Работа с заполненной таблицей.



    Приложение 1. (Слайд 17)



    Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ





  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий