четверг, 17 апреля 2014 г.

Общие свойства металлов. Металлическая связь - Видеоуроки по основным предметам школьной программы



свойства которые характерны для металлов






Общие свойства металлов. Металлическая связь - Видеоуроки по основным предметам школьной программы - InternetUrok.ru




Поделиться



Данный урок посвящен изучению темы «Общие свойства металлов. Металлическая связь». В ходе урока будут рассмотрены общие химические свойства металлов, особенности металлической химической связи.


Учитель объяснит сходство химических и физических свойств металлов, используя модель их внутреннего строения.



Тема: Химия металлов



Урок: Общие свойства металлов. Металлическая связь



1. Взаимодействие с кислородом



Для металлов характерны общие физические свойства: они обладают особенным металлическим блеском, высокой тепло- и электропроводностью, пластичностью.



Для металлов также характерны некоторые общие химические свойства. Важно запомнить, что в химических реакциях металлы выступают в качестве восстановителей: отдают электроны и повышают свою степень окисления. Рассмотрим некоторые реакции, в которых участвуют металлы.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КИСЛОРОДОМ



Многие металлы могут вступать в реакцию с кислородом. Обычно продуктами этих реакций являются оксиды, но есть и исключения, о которых вы узнаете на следующем уроке. Рассмотрим взаимодействие магния с кислородом.



Магний горит в кислороде, при этом образуется оксид магния:



0 0 +2 -2



2Mg + O2 = 2MgO



Рис. 1. Горение магния в кислороде



Атомы магния отдают свои внешние электроны атомам кислорода: два атома магния отдают по два электрона двум атомам кислорода. При этом магний выступает в роли восстановителя, а кислород – в роли окислителя.



2. Взаимодействие с галогенами



Для металлов характерна реакция с галогенами. Продуктом такой реакции является галогенид металла, например, хлорид.



Калий сгорает в хлоре образованием хлорида калия:



0 0 +1 -1



2К + Cl2 = 2KCl



Два атома калия отдают молекуле хлора по одному электрону. Калий, повышая степень окисления, играет роль восстановителя, а хлор, понижая степень окисления,- роль окислителя



3. Взаимодействие с серой



Многие металлы реагируют с серой с образованием сульфидов. В этих реакциях металлы также выступают в роли восстановителей, тогда как сера будет окислителем. Сера в сульфидах находится в степени окисления -2, т.е. она понижает свою степень окисления с 0 до -2. Например, железо при нагревании реагирует с серой с образованием сульфида железа (II):



0 0 +2 -2



Fe + S = FeS



Рис. 3. Взаимодействие железа с серой



Металлы также могут реагировать с водородом, азотом и другими неметаллами при определенных условиях.



4. Взаимодействие с водой



С водой без нагревания реагируют только активные металлы, например, щелочные и щелочноземельные. В ходе этих реакций образуется щелочь и выделяется газообразный водород. Например, кальций реагирует с водой с образованием гидроксида кальция и водорода, при этом выделяется большое количество теплоты:



Менее активные металлы, например, железо и цинк, реагируют с водой только при нагревании с образованием оксида металла и водорода. Например:



0 +1 -2 +2 -2 0



Металлы, стоящие в ряду напряжении правее водорода, с водой не реагируют.



5. Взаимодействие с кислотами



Вы уже знаете, что с кислотами реагируют металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода. В этих реакциях металлы отдают электроны и выступают в качестве восстановителя. Окислителем являются катионы водорода, образующиеся в растворах кислот. Например, цинк реагирует с соляной кислотой:



0 +1 -1 +2 -1 0



Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2



Иначе протекают реакции металлов с азотной и концентрированной серной кислотами. В этих реакциях водород практически не выделяется. Мы погорим о таких взаимодействиях на следующих уроках.



6. Взаимодействие с солями



Металл может реагировать с раствором соли, если он активнее, чем металл, входящий в состав соли. Например, железо замещает медь из сульфата меди (II):



0 +2 +2 0



Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu



Железо – восстановитель, катионы меди – окислитель.



7. Внутреннее строение металлов



Попробуем объяснить, почему металлы обладают общими физическими и химическими свойствами. Для этого рассмотрим модель внутреннего строения металла.



Атомы металлов имеют относительно большие радиусы и малое число внешних электронов. Эти электроны слабо притягиваются к ядру, поэтому в химических реакциях металлы выступают в роли восстановителей, отдавая электроны с внешнего энергетического уровня.



В узлах кристаллической решетки металлов находятся не только нейтральные атомы, но и катионы металла, т.к. внешние электроны свободно перемещаются по кристаллической решетке. При этом атомы, отдавая электроны, становятся катионами, а катионы, принимая электроны, превращаются в электронейтральные атомы.



Рис. 4. Модель внутреннего строения металла



Химическую связь, которая образуется в результате притяжения катионов металла к свободно перемещающимся электронам, называют металлической .



Электро– и теплопроводность металлов объясняются наличием свободных электронов, которые могут быть носителями электрического тока и переносчиками теплоты. Пластичность металла объясняется тем, что при механическом воздействии не рвется химическая связь, т.к. химическая связь устанавливается не между конкретными атомами и катионами, а между всеми катионами металла со всеми свободными электронами в кристалле металла.



Список рекомендованной литературы



1. Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д.


Микитюк. – М. Изд. «Экзамен», 2009.



2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М.


Мещерякова, Л.С. Понтак. – М. АСТ: Астрель, 2007. (§23)



3. Оржековский П.А. Химия: 9-ый класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М.


Мещерякова, М.М. Шалашова. – М. Астрель, 2013. (§6)



4. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е.


Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.



5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М. РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.



6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.


В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М. Аванта+, 2003.



Дополнительные веб-ресурсы



1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник ).



2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник ).



Домашнее задание



с.41 №№ А1, А2 из Учебника Оржековского П.А. «Химия: 9-ый класс» (М. Астрель, 2013).





Комментариев нет:

Отправить комментарий